Вы здесь

Онлайн-клуб для родителей «Учимся вместе»_Что нужно знать об упражнениях на сортировку предметов?

15
Июл
   Что нужно знать об упражнениях на сортировку предметов?
      В каком возрасте и зачем давать ребенку раскладывать вещи по порядку? Какие сферы развития задействованы в подобных занятиях?
Педагоги в детском саду много времени уделяют упорядочиванию и классификации предметов. Сортировка оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка, ведь одновременно тренируется и моторика, и мышление, и внимания, а также обогащается словарный запас ребенка. Сегодня рассмотрим секреты этого уникального упражнения.

Почему сортировка предметов?
      Всё наше мышление по своей сути основано на способности выявлять значимые и второстепенные признаки предметов, а также находить связи между ними.
Развитие интеллекта детей начинается как раз с процесса обнаружения того, что мир наполнен различными предметами, а чтобы успешно ими пользоваться нужно научиться понимать их суть.
      Задачи на сортировку позволяют детям обнаружить значимые свойства привычных и незнакомых предметов и учит их сравнивать между собой. Во время сортировки ребенок
каждый раз изучает предмет и принимает решение о его принадлежности к определенной категории. Навык выявлять наиболее важные признаки предметов будет использоваться малышами всю жизнь: от простых бытовых ситуаций до учёбы и профессионального развития. Более того навык сортировки является обязательным этапом, предшествующим развитию математических способностей детей.
В каком возрасте можно предлагать малышу сортировку предметов?
         В благоприятной атмосфере где-то к полутора-двум годам малыши четко осознают, что мир, в который они пришли, существует по определенным правилам, а значит познавать его закономерности достаточно полезная деятельность. К двум годам развивается особый интерес к поддержанию порядка, детей привлекает сортировка, а ближе к четырём годам интерес угасает. Мы рекомендуем ориентироваться на ребенка и не бояться экспериментировать с материалом и форматом упражнений, подбирая их под возраст и индивидуальные потребности малыша.
Преимущества сортировки
В первую очередь разберем преимущества для когнитивного развития малыша:
● Необходимость рассматривать картинки и предметы тренирует визуальное восприятие ребенка. Малыш учится рассматривать детали, замечает одинаковые и разные элементы.
● При работе с изображениями развивается возможность использовать символы – малыш привыкает, что картинки могут использоваться вместо реальных объектов.
● Так как все предметы и их части имеют названия, занятия обогащают словарный запас ребенка и помогают ему научиться правильно строить предложения.
● Сортировка знакомит ребенка с понятием категории и учит обобщать предметы на основе значимых признаков: формы, цвета, размера, назначения.
● Сортировка – это отличное упражнение на развитие принятия решений. Малыш выбирает предмет, задаётся вопросом, куда его положить, а затем приходит к ответу, внимательно оценив предмет по нескольким признакам.
      Более того сортировка полезна также для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также прекрасно развивает внимание ребенка, учит его переключать внимание с одних деталей на другие, а также переключаться между стадиями планирования и осуществления действий.

Какие бывают сортировки?
       В целом сортировки можно делить в зависимости от количества признаков, которые нужно анализировать, степени обобщения понятий, интенсивности подключения дополнительных моторных навыков.
Сортировки по одному признаку
        Самые простые сортировки включают в себя сортировки одинаковых предметов по цвету. На роль подобных предметов могут подойти как специализированные наборы, так и простые продукты, и предметы быта (крупы, пуговицы, бисер). Пока ребенок маленький мы советуем использовать предметы, которые малышу удобно брать рукой и ограничиться двумя-тремя цветами в одном задании.
       Сортировка по размеру еще один вариант первых сортировок для малышей. Одинаковые
предметы двух размеров (например, большие и маленькие мячики) должны быть освоены до того, как вы перейдёте к более сложным сортировкам.
            Сортировка по форме также достаточно легко осваивается даже совсем маленькими детьми. Сначала предметы должны быть единообразными по цвету и размеру, чтобы не запутать малыша. Хорошо подходят на эту роль мячики и кубики.
       После освоения базовых сортировок по цвету, размеру и форме можно вводить несколько градаций признака и предлагать для классификации более разнообразные предметы. Прекрасно подходят для сортировки монеты, природные объекты (шишки, камушки, ракушки, листья), бытовые предметы (столовые приборы, одежда, посуда и т.п)

Сортировка по двум признакам
      Когда малыш освоил базовые признаки предметов (цвета, формы, размеры), можно предлагать задания, в которых нужно учитывать сразу два предмета. Например, большие и маленькие фигуры нескольких цветов.
     Подобное задание гораздо сложнее сортировки по одному признаку, поэтому стоит предлагать его только тогда, когда малыш хорошо освоил саму идею классификации предметов и стабильно справляется с одним признаком.

Сортировка с использованием дополнительных моторных навыков
    Небольшие модификации задания и предметов для сортировки могут помочь задействовать дополнительные манипуляции с предметами, оттачивающие крупную и мелкую моторику, тренирующие использование различных инструментов.
        Предложите малышу сортировать мелкие крупы с использованием совочка или ложки, прекрасным вкладом в развитие ребенка будет также демонстрация ему использования щипчиков. При работе с плоскими предметами или карточками использование банок с прорезями позволяет тренировать координацию малыша, ведь просунуть предмет в щель гораздо более сложное задание для непослушных детских ручек.
       Для дополнительного развития моторных навыков можно также вводить сортировку с завязанным глазами, вводить предметы с разной текстурой (шершавые, гладкие).

Идеи упражнений на сортировку
        Несмотря на то, что производители детских товаров во всю используют идею сортировки в своих детских наборах, зачастую мамы и папы предпочитают создавать самодельные упражнения на сортировку. Что же можно использовать?
       Начнём с подноса, на котором происходит сортировка. Для позитивного опыта ребенку должно быть комфортно и легко работать в течение всего развивающего занятия, поэтому поднос нужно подбирать в соответствии с размером и формой предметов.
      Часто родители используют для этого палитры, коробки для инструментов, баночки и упаковки из-под продуктов, картонки для яиц, однотонную цветную посуду, картонные стаканчики, палитры для рисования, органайзеры для различных предметов.

        Любимым материалом для сортировки для многих семей остаются крупные пуговицы, бусины и помпоны ярких цветов. Также часто для сортировки используют природные материалы, например, желуди, камни, орехи, листья, шишки, ракушки, фрукты и продукты, например, фасоль, горох, макароны разных форм и цветов, конфеты.
      Для развития мелкой моторики можно использовать совочек и разноцветный песок, перекладывать легкие помпоны с помощью пинцета, переливать разноцветные жидкости.
      Еще одну интересную идею упражнения на сортировку для самых маленьких можно подсмотреть в видео ниже:

        С возрастом полезно использовать для сортировки изображения предметов, это знакомит ребенка с символами, а также учит его находить значимые признаки предметов. Можно использовать и более сложные для сортировки категории, например, овощи и фрукты, одежда, растения, домашние и дикие животные и так далее. Такие упражнения легко организовать, распечатав различные картинки из интернета.
Роль родителей в заданиях на сортировку
        Родитель в первую очередь выбирает и подготавливает развивающий материал для ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития и личными предпочтениями малыша, а также помогает ребенку понять, в чем заключается цель работы с материалом.
       В целом, хорошо подобранные материалы требуют лишь одной демонстрации взрослым,
чтобы дети уловили идеи и сделали первые попытки выполнить задание. Дальше малыш может работать сам или с вашим участием, но включение взрослого в процесс и, тем более, коррекция действий ребенка должна быть обдумана: зачастую обсуждение с ребенком процесса и использование наводящих вопросов даёт гораздо больше для развития ребенка, чем повторные демонстрации работы с материалом. Более того, если вы замечаете, что после пары демонстраций ребенок всё еще не понимает, что нужно делать, значит материал некачественный или не подходит малышу.
Выводы
Сортировка – это комплексное упражнение, которое активно применяется в детском саду при проведении развивающих занятий с детьми от двух лет. Упражнение легко изменять и подстраивать под индивидуальные нужды детей, делая фокус на внимании, мышлении и развитии моторных навыков ребенка. Участие взрослого в процессе работы с материалом должно быть осознанным и помогать ребенку выполнить задание и назвать предметы, но ни в коем случае нельзя прибегать к принуждению или подгонять и критиковать ребенка при возникновении сложностей.