![]() |
Повторите с ребенком основные признаки по которым птицы объединяются в понятие «ПТИЦЫ» (покрыты перьями, имеют крылья и умеют летать, вылупляются из яиц).
Уточните, почему птицы называются «ПЕРЕЛЁТНЫМИ» (грач, скворец, утка, гусь, аист, ласточка – это перелётные птицы, потому что улетают на зиму в тёплые края из-за отсутствия корма и холода в наших краях).
Объясните ребёнку, что прилёт птиц из тёплых краёв является одной из примет весны.
![]() |
Рассмотрите перелетных птиц на картинках. Покажите и назовите вместе с малышом части тела птиц и укажите их назначение: туловище, голова, крылья, хвост, лапки, когти, глаза, клюв; клювом птица клюёт пищу, крылья нужны птице для полёта

«Как птица подает голос»:
Ласточка – щебечет
Грач кричит «гра»
Соловей – заливается
Кукушка – кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
![]() |
Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. Она ловит комаров, мух.
Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками.
Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых.
Журавль – крупная птица. Серого цвета. На крыльях черные полоски. Длинные, тонкие лапы. Длинный клюв и шея.
Лебедь – красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями.
Дикая утка – среднего размера. Живет в озерах и реках. На лапках перепонки. Коричневого цвета. На шее белая полоска.
![]() | Познакомьте детей с перелетными птицами |
Игровое упражнение «У кого кто?» (Игра проводится с мячом. Задавая вопрос бросаете мяч ребенку, ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно)
У грача - грачонок - грачата
У утки - утёнок - утята
У лебедя - лебедёнок - лебедята
У соловья - соловьёнок - соловьята
У журавля - журавлёнок - журавлята
У дрозда - дроздёнок - дроздята
У аиста - аистёнок - аистята
У скворца - скворчонок - скворчата.
![]() |
Дидактическая игра: «Закончи предложение»
Соловей маленький, а журавль …
Аист большой, а синичка…
Сова спит днём, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у ласточки...
У дятла клюв длинный, а у снегиря…
Утка серая, а лебедь…
У синички брюшко синенькое, а у снегиря…
Упражнение «Где сидит/стоит птица?» (закрепить употребление существительного в предложном падеже с предлогом НА).
На листочке бумаги можно нарисовать картинки-подсказки (забор, травка, дерево, ветка дорога, крыша, пень). Взрослый называет перелётную птицы и задаёт вопрос: Где сидит ласточка?
Ласточка сидит на крыше.
Грач сидит на заборе.
Гусь стоит на дороге.
Утка сидит на пне.
Скворец сидит на ветке.
Аист стоит на траве.
Упражнение «У кого сколько?» (закрепляем употребление существительного в родительном падеже и согласование с числительным):
Скажи, сколько у ласточки крыльев? У ласточки два крыла.
(лапок, хвостов, голов, клювов, перьев, глаз, когтей)
Упражнение «Исправь ошибку» (развитие пространственного восприятия).
У ласточки впереди хвост. Нет, у ласточки впереди голова.
У грача сзади клюв.
У утки вверху лапы.
У гуся внизу крылья.
У аиста сбоку хвост.
Скороговорки о птицах
Приучить сороку - одна морока. а сорок сорок - сорок морок.
Дятел дуб долбил, да недодолбил.
Галка села на палку, палка ударила галку.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Народные приметы о появлении птиц дома
- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
- Коли перелетная птица течет стаями - к дружной весне.
- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - это к холодному лету, если на теневой - к теплому.
- Перелетные птицы хохлятся - к непогоде, прилетев весной, долго не щебечут - к холоду, вдруг примолкли - к грозе.
Творческие задания с детьми
![]() | Мастер-класс по пластилинографии «Ласточка» |
![]() | Объемная аппликация «Лебедь» в смешанной технике |
![]() | |
![]() |
Прочитайте детям сказки героями, которых были перелетные птицы.
Г.Х. Андерсон «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Соловей».
Русская народная сказка «Лиса и Журавель»
В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Д.Мамин-Сибиряк«Серая шейка»
Обязательно побеседуйте с ребенком по содержанию сказки.
Для ребят группы с крымскотатарским языком обучения
- 1890 просмотров