Вы здесь

Азбука безопасности # дистанционное обучение

15
Июн
Педагоги МБДОУ №103 «Аврора» г. Симферополя в рамках тематической недели  «Азбука безопасности»  предлагают вам закрепить с  ребятами правила пожарной безопасности: чем опасен пожар, правила поведения при пожаре, чем можно потушить пожар и др; закрепить правила дорожного движения: поговорить с ребенком для чего нужны дорожные знаки, какие человеку нужны специальные машины, как правильно переходить дорогу, для чего нужно детям пользоваться автокреслом в машине и др.; поговорить с ребенком какие существуют правила, когда он остается дома один: какие опасные предметы и места есть в доме, можно ли открывать дверь  незнакомцу,  можно ли брать таблетки и др.; какие службы стоят на страже порядка и могут прийти на помощь.
 

Родители, запомните несколько правил:
           Не оставляйте ребенка одного в неизвестной ему обстановке.
        Не угрожайте фразами "Сейчас тебя та тетя заберет, если не будешь себя хорошо вести". Тети в таких фразах могут меняться на полицию, злого монстра, бандита, смысл от этого остается прежним – ребенок переживает глубокую психологическую травму.
        Не делайте вид, что вы уходите, тем более не уходите от ребенка на самом деле. «Я сейчас пойду домой, а ты останешься здесь. Всё, ухожу!» - это крайне нежелательная стратегия поведения.
     В рассказах о безопасности избегайте излишне кровавой окрашенности. Фантазия ребенка и так сделает свое дело и создаст свой фильм ужасов, не нужно это провоцировать.
В первую очередь сами соблюдайте правила безопасности, о которых вы рассказываете ребенку. Не переходите дорогу на красный свет, не впрыгивайте вместе с ребенком в уходящий вагон метро, не залезайте голыми руками в розетки.
        Рассказы о безопасности должны протекать в форме обычного разговора, например, пока вы идете по улице. «Видишь, красный человечек? Значит, нужно стоять. А теперь зеленый, машины остановились, мы можем переходить дорогу». Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Именно с помощью игры дети познают мир, примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Такая игра – отличный способ рассказать ребенку о безопасности, проиграть с ним эти ситуации.
       Всегда стоит помнить, что начало безопасности – это внимательность. Учите своего ребенка смотреть по сторонам, замечать странных и вызывающих чувство тревоги людей, не вступать с ними в диалоги, не заходить в подъезд с незнакомыми взрослыми, не ездить с ними в лифте. Такие правила не вызовут у ребенка чувство опасности или страх, ведь в простой внимательности нет ничего пугающего. Поиграйте с ребенком в игры на внимательность на улице - это и занимательно, и полезно.
   Существует огромное количество детской литературы, посвященной вопросам безопасности. Вы можете читать эти книжки вместе с детьми, многие из них сделаны в интерактивном формате: в них нужно решить задачки или нарисовать что-то.
   Существуют даже аудиокниги, в которых записаны детские сказки, в которых рассказывается о безопасности. Все мы помним «Не пей воду, козленочком станешь», а ведь и эта заповедь учит ребенка основам безопасности.
        Главное, всегда помните, что ребенок считывает эмоциональное состояние родителя. Если вы спокойно объясните малышу, как можно себя вести, а как – нельзя, он не испугается и не будет травмирован. Если же вы сами будете находиться в психоэмоциональном напряжении, будете встревожены, напуганы, то ребенок, конечно, считает эти переживания и спроецирует их на себя. Таких ситуаций нужно избегать.
 

Пожарная безопасность
    Воспитывая ребенка, следует объяснять ему, какие действия могут привести к небезопасным ситуациям. Например, некоторые виды игр, пребывание в опасных для жизни и здоровья местах, могут стать причиной пожара.
         Говорить с детьми о пожарной безопасности следует, чуть ли не с пеленок. Возраст 3-4 года считается оптимальным для того, чтобы рассказать ребенку азы пожарной «грамматики». Ребенок должен понимать, почему пожары опасны, вреден ли дым, и что хуже, огонь или дым. Оставаться ли в горящей квартире или как-то (и как именно) из нее выбираться. Стоит ли пытаться тушить пожар самостоятельно и кого позвать на помощь, если дома нет взрослых. На все эти вопросы у ребенка должны быть исчерпывающие ответы, позволяющие принимать правильное решение в критической ситуации.
 

   Соблюдение правил по пожарной безопасности в быту связано с использованием электрических бытовых приборов, газовых горелок и воспламеняющихся предметов. Для того, чтобы избежать возникновения пожара дома, родители и педагоги должны объяснить детям требования по пожарной безопасности в быту.
1. Спички, зажигалки и прочие предметы, с помощью которых можно разжигать огонь, не игрушка. Родители должны убирать их подальше от детских глаз, а дети, если наткнулись на подобные находки, ни в коем случае не должны брать их в руки.
2. Нельзя использовать переносные электрические обогреватели для сушки белья.
3. Нельзя оставлять электрические приборы без присмотра, они могут стать причиной пожара.
4. Выходя из дома, следует проверить, выключены ли электрические приборы, газ и свет. Замыкание или газовая печка могут стать причиной возгорания.
5. Во время отключения электричества многие семьи используют восковые или парафиновые свечи для локального освещения помещения. Дети с удовольствием наблюдают за пляшущим язычком пламени и даже играют с ним. Следует быть очень осторожными с горящими свечами, так как незащищенное пламя может легко переброситься на ближайшие предметы и стать причиной возгорания.
6. В квартирах с неисправной или старой электрической проводкой нельзя пользоваться электрическими приборами. Нельзя перегружать старую проводку, поскольку она может привести к замыканию и возгоранию. Дети должны знать об этом.
7. Розетки следует закрывать специальными защитными экранами или насадками.
8. Сейчас практически у каждого школьника есть мобильный телефон. Объясните ребенку, что оставлять его на подзарядном устройстве без присмотра очень опасно.

       Все вышеперечисленные правила в большей степени касаются родителей, поскольку их обязанностью является обеспечение безопасности ребенка. Что же касается самих детей, то в целях профилактики пожаров они должны уяснить следующее: спичками, свечками, зажигалками и прочим играть нельзя. Если ребенком найдено что-либо из перечисленного, он должен отдать свою находку взрослым. включать телевизор, компьютер, ноутбук без взрослых нельзя (речь идет о маленьких детях, которые еще не достаточно хорошо освоили эти гаджеты). пользоваться любыми электрическими приборами без взрослых нельзя. оставлять без присмотра включенные электроприборы нельзя.

      Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать следующие правила и требования:
● маленьким детям самостоятельно тушить пожар запрещается;
● в случае возгорания или задымления помещения, его следует немедленно покинуть (выбежать из дома, квартиры). Если такой возможности нет, следует выйти на балкон и громко звать на помощь;  
● позвать на помощь соседей (если родителей нет дома), сообщить родителям о пожаре;  
● попросить соседей вызвать пожарную бригаду или сделать это самому по телефону 101;  
● запрещено прятаться в горящем или задымленном помещении под кроватями или в шкафах;  
● запрещается пользоваться лифтом во время пожара, так как он может выйти из строя из-за повреждения электропроводки;  
● если пламя перекинулось на одежду ребенка, он должен падать на пол и катаясь, тушить ее;  
● дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения отравления угарным газом лицо во время пожара следует прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.

      Памятка для детей во время возникновения пожара. В целях повышения безопасности детей родители должны донести для своего ребенка следующую памятку по пожарной безопасности.
1. Пожарную охрану следует вызвать по телефону 101. При этом необходимо внятно и четко назвать адрес и фамилию.
2. Горящий электроприбор следует выключить и накрыть одеялом или ковриком. Это ограничит подачу кислорода к объекту возгорания и уменьшит (или затушит) пламя.
3. Окна при пожаре лучше не открывать. Прямой доступ кислорода к очагу возгорания будет только усиливать горение.
4. Важно оповестить о пожаре ближайших соседей.
5. Если есть младшие братья или сестры, то старшие должны помочь им выбраться из горящего помещения.
6. Важно знать, как правильно выбираться из задымленного помещения. Чтобы не надышаться угарным газом, выбираться следует ползком, или просто как можно ниже пригибаясь к земле. К лицу лучше приложить влажную салфетку или ткань.

Дорожная грамотность
 
     Безопасности детей на дороге необходимо уделять большое внимание. Существует некоторые правила, с которыми необходимо ознакомить детей:
● Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
● Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход».
● Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
● Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.  
● Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
● Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
● Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Рекомендации для родителей
При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны - проезжей части.
Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесьнет ли за препятствием опасности.
При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.

При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, из двора дома;
При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановки, особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье;
- не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Правила безопасности для малыша. Один дома.
 
    Предупредите ребенка о том, куда и на какое время уходите. Уберите все лекарства и опасные вещества в недоступное для детей место. Спрячьте подальше острые, колющие и режущие предметы.

    Проверьте, чтобы были закрыты окна и балконные двери, особенно если вы живете на первых этажах. Если в квартире есть сигнальные охранные устройства, включите их. Выключите воду, а также все бытовые электроприборы и предупредите ребенка, чтобы он их не включал. Перекройте доступ газа к плитам.

 

       Предупредите ребенка, чтобы не отвечал незнакомым людям на вопросы по телефону и не открывал входную дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел.
Не оставляйте ребенка на долго одного! 

 

Как действовать ребенку, если он один дома
Если вашим детям приходится оставаться дома одним, обучите их основным правилам поведения при отсутствии родителей.
Чтобы избежать экстремальных ситуаций, ребенок должен:
● проверить надежность замков и запросов после вашего ухода из дома;
● никогда не открывать дверь незнакомым или малознакомым людям, какие бы причины они не называли и кем бы ни представлялись - сантехником, газовщиком, полицейским, знакомым родителей и т.п. Если незнакомец не уходит, позвонить сначала родителям, затем в полицию. Если дверь пытаются вскрыть, забаррикадировать ее стульями, тумбочкой, другими предметами, затем открыть (разбить) окно и громко кричать, призывая на помощь прохожих. Если попытки открыть дверь прекратились, не выходить на лестничную площадку. Посмотреть в окно, не выбегают ли из подъезда незнакомые люди. Заметив их, попытаться запомнить предметы, цвет, марку, номер машины, чтобы потом сообщить об этом милиции;
● не отвечать по телефону ни на какие вопросы (как зовут маму или папу, где они работают, какие номера их служебных телефонов, когда они придут). Всегда можно сказать, что в данный момент родители (лучше папа), находится в ванной, и предложить перезвонить через некоторое время;
● если позвонили в дверь, посмотреть в дверной глазок, встав слева (справа) от входной двери и спросить "кто?". Не открывать, пока не станет ясно, что пришел хорошо знакомый человек, о визите которого предупреждали родители;
● если на лестнице никого не видно или на лестничной площадке погас свет, не открывать дверь, так как злоумышленники могут специально заклеить дверной глазок.
ни с кем не вступать в разговоры через дверь;
● если просят открыть дверь, чтобы срочно позвонить по телефону (вызвать "скорую помощь" и сообщить о несчастном случае), ответить, что он сделает это самостоятельно, но в квартиру этого человека не впускать;
● уходя из дома даже ненадолго (например, выносить мусор), не оставлять квартиру открытой, надежно запирать балконные двери, окна, форточки, даже если квартира находится на верхних этажах здания. Не оставлять ключи от квартиры в доступных местах (под ковриком, в почтовом ящике и т.п.). Не давать ключи знакомым и приятелям. При потере ключей немедленно сообщить об этом родителям;
● подходя к своей двери при возвращении домой, убедиться, что сзади нет незнакомцев;
● если квартира открыта, не входить в нее, немедленно сообщить об этом родителям, позвонить в полицию. Не пытаться задержать преступников, даже если они выносят из квартиры имущество.

Ребенок должен знать телефоны спасательных служб!